Курсовая. Международные экономические связи.

1 Звезда2 ЗвездыСреднеХорошоОтлично (Проголосуй первым!)
Загрузка...
Закажите на заказ

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ТЕОРИЯ ОЦЕНКИ 3
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 12
1. МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО: РАЗЛИЧИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ГОСУДАРСТВ. 12
2. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 15
3. МИРОВОЙ РЫНОК 17
4. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 20
5. ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 23
6. МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 26
7. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СТРУКТУРА ЭКСПОРТА 28
8. МИРОВОЙ КРИЗИС ЗАДОЛЖЕННОСТИ 30
9. ФОРМЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА 31
10. ВСЕМИРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 31
11. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА 32
12. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СБЛИЖЕНИЯ. 33
13. МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ 34
14. КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ 35
15. ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ 35
16. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ КУРС 36
ТАМОЖНЯ: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ОЦЕНКИ. 43
ЛИТЕРАТУРА 51
Теория оценки

Тенденция ко всё большей открытости национальных хозяйств является ха-рактер¬ной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:
1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической) пони-мается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны.
2) Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хо-зяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение.
Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно ту или иную роль.
Экономика одних стран открыта в большей степени, другие – в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени. Степень от-крытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта, при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т.п.), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т.е. степень открытости её экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие её отрасли, как машиностроение, электроника, химия, предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты её производительные силы, чем больше в её отраслевой струк¬туре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше её общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости эконо¬мики, чаще всего применяются экспортное и импортное квота.
Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризую¬щий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах: Кэ=Э/ВВП*100%.
Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки=И/ВВП*100%.
Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв=Э+И/2ВВП*100%.
Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности – определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникают риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в который вступают страны по мере своего “открытия”, не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся взаимозависимостью.
Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуется соответствующие изменения в виде приспособления.
Под приспособлением подразумевается способность государства влиять на негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, таким образом, чтобы либо устранить внешнюю причину, либо ликвидировать последствия, либо переложить издержки приспособления на другие страны. Возможности приспособления имеют чётко ограниченные пределы. Среди мер по приспособлению можно выделить следующие:
— диверсификация торговых связей;
— укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества;
— нажим (в том числе военный и экономический);
— экономия и создание резервов;
— формирование экспортных производств.
Зависимость проявляется, прежде всего, в экономической чувствительности, под которой понимается подверженность национальной экономики негативному воздействию внешних факторов до того момента, пока не будет осуществлено определённое приспо-собление к данной ситуации с целью устранения её неблагоприятных последствий. Более высокой степени зависимости является экономическая уязвимость, под которой понимается неизбежность нести под воздействием внешних факторов чрезмерные издержки приспо-собления, даже после корректировки или кардинального изменения внутренней ситуации. Экономическая уязвимость возникает тогда, когда пройдён критический порог издержек приспособления. Именно экономическая уязвимость создаёт проблему экономической безопасности, хотя этого ещё не достаточно.
Достаточным условием нарушения экономической безопасности является угроза – ограничение доступа к материальным, трудовым, научно-техническим ресурсам и к системе маркетинга. Выделяется два типа угроз:
— силовая угроза
— угроза экономическому благосостоянию.
Оба типа угрозы исходят из преднамеренных действий государства или тенденций развития мировой экономики. Инструментами угрозы являются:
— экономическая блокада
— эмбарго
— системы увязывания
— различные методы дискриминации
Таким образом, экономическую безопасность можно определить как положение, при котором обеспеченность товарами услугами в данной стране защищена от действия внешних факторов, воспринимающихся как угроза эффективному функционированию национальной экономики. Если уровень ВНП не находится в существенной зависимости от внешних преднамеренных или случайных событий, тогда национальная экономика в безопасности. Если уровень ВНП реагирует на внешние факторы и их последствия невозможно нейтрализовать, тогда уровень экономической безопасности снижается. На ряду с понятием национальной экономической безопасности существует понятие международной экономической безопасности, под которой понимается система правил, основанных на взаимном доверии и равенстве, создающих экономические и институциональные условия прочного мира. Всеобщая безопасность означает предоставление гарантий в том, что ни одна сторона не сможет извлекать ни экономических, ни политических односторонних преимуществ из существования экономических зависимостей в рамках мирового хозяйства.
Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется показатель конкурентоспособности, разработанной Мировым Экономическим Форумом.
Рейтинг конкурентоспособности стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сгруппирован в 8 агрегированных факторов:
— внутренний экономический потенциал
— внешнеэкономические связи
— государственное регулирование
— кредитно-финансовая система
— инфраструктура
— система управления
— научно-технический потенциал
— трудовые ресурсы
Показатели по каждой стране дополняются оценками аналитиков, экспертов и опросами руководителей крупных корпораций.
Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых разви-вающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов свидетельствует не только об уровне развития производительных сил, НО и О способности страны гибко реагировать на изменения в мировой экономике.
По мере развития международного разделения труда сформировалась определённая структура мирового хозяйства, определяющаяся уровнем развития отдельных стран. Условно можно выделить четыре группы:
1) Промышленно развитые страны.
В эту группу входят страны с крупным частно-монополистическим сектором, за-нимающим главенствующие позиции в экономике. При всём разнообразии этих стран их отличает высокий уровень производительных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики, единый воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств. В этих странах сосредоточена подавляющая часть экономического и научно-технического потенциала мирового хозяйства, расположены главные финансовые центры, основные узлы коммуникаций.
2) Развивающие страны.
Значительно более крупная группа, чем развитые страны, охватывают свыше 130 развивающихся стран и территорий. Главная особенность – многообразие соци-альных укладов, а также переходных форм экономических отношений при зна-чительной политической роли государства. Во многих развивающихся странах процесс формирования национальных хозяйств ещё не завершён, преобладает экстенсивный тип хозяйственного развития. Эти страны значительно отстают по уровню экономического развития от развитых стран.
3) Страны Восточной Европы и СНГ
Специфика экономического и социального развития этих стран до настоящего времени не позволяет международным организациям однозначно отнести эти страны к развитым или развивающимся. Понятно, что Чехия тяготеет к развитым странам, а Таджикистан – к развивающимся. В то же время оптимальной является их классификация как стран с переходной экономикой.
4) Социалистические страны Азии: Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия.
В рыночной экономике пропорционально различают государственную и негосудар-ственную собственность.
К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная, корпоративная). Эта система отношений признаёт за кон-кретным субъектом право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.
Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспо-собность всей экономической системы, т. е. при принятии учитываются интересы нации в целом.
В зависимости от того, какая форма собственности составляет основу экономической системы, различают следующие её типы:
1) Экономическая система с централизованным управлением.
2) Рыночная система.
3) Смешанная экономическая система.
Экономическая система с централизованным управлением функционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии частной. Государство выступает как распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников; государственно-административная бюрократия – как распорядители; рабочая сила – как пользователи-производители.
Поскольку для принятия решений государственный чиновники должны распо-лагать большим объёмом информации относительно потребностей в товар-но-материальных запасах, в запасах сырья, производственных мощностей и произ-водственной продукции, то необходима многочисленная дорогостоящая государ-ственно-административная бюрократия, которая будет собирать необходимую ин-формацию, обрабатывать её, составлять текущие и перспективные планы, согласо-вывать их между собой, пересматривать, контролировать выполнение. Отношения распоряжения осуществляются на внеэкономическом, основанном на искусственной монополии методе, поскольку материальными средствами производства, землёй и капиталом номинально владеет государство. При этом интерес производителя угасает, как только он оставлен перед необходимостью исполнять распоряжения бюрократии. Поиск метода, максимизирующего полезный эффект, с его стороны с его стороны невозможен, поскольку функции строго регламентированы государственной бюрократией. В результате в процесс производства закладывается метод, обречённый на устарение и неэффективное использование факторов производства. Производительность труда падает, экономическая система в целом становится не-эффективной.
Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основ классической формы частной собственности и её модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, но, по существу, предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный ре-зультат. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методов пользования объектами собственности. Высокая прибыль является признанием наиболее эффективного и прогрессивного метода; низкая прибыль сви-детельствует о его устаревании, снижении результата и о необходимости начать поиски более эффективного метода пользования, т.е. изменить технологию производства.
Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с исполь-зованием административно-иерархической координации экономической деятельности. Специфическая черта такого типа экономики – ограничение экономических функций государства. Его экономическая активность ограничивается предоставлением благ или производством, которое не может осуществляться на основе конкуренции.
Модель смешанной экономики наиболее адекватна современным рыночным системам. Она имеет оттенок “социальной рыночной экономики”, поскольку государство не допускает экономического поведения, характер которого определяется национальны получением прибыли. Считается, что такое поведение может спрово-цировать национальный конфликт, привести к ухудшению социального климата и пошатнуть доверие к правительству, снизить показатели общественной безопасности, что незамедлительно отразится на экономической ситуации в целом. В этой модели признаётся фактически, а не декларативно единство социального и экономического развития, а именно абсолютное большинство экономических проблем носит социальный характер, в то время как социальные проблемы всегда имеют экономический аспект решения. Поэтому в социальной рыночной экономике выработаны принципы упорядочения и регулирования свободы экономической деятельности, которые охватывают, прежде всего, трудовую деятельность и направлены на сохранение социального компромисса.
В XX в. была разработана теория социального конфликта. Она положила начало поискам компромиссных социальных решений и построению моделей компромиссного социального поведения. Тем не менее, социальные противоположности и противоречия продолжают оставаться источником развития и совершенствования социальных отношений. Содержание социальных противоречий и возможности их решения лежат в экономике, но нация не может осуществлять экономический прогресс, не разрешив текущих социальных противоречий. Продвигаясь вперёд по экономическим пирамидам и игнорируя социальные показатели, нация тормозит своё развитие, обедняет его содержание.
Таким образом, в национальной экономике присутствуют экономическая и со-циальная составляющие. Объективные факторы определяют условия стартовый уровень функционирования экономической системы, однако, содержание и цели её развития задаёт субъективный фактор, который концентрируется в социальных па-раметрах развития.
Если социальная составляющая экономической доктрины и экономической политики игнорируется, то развитие нации будет затруднено необходимостью возвратов назад к нерешённым социальным противоречиям, что в целом снизит показатели экономического роста и повысит трансакционные издержки по спецификации и защите прав собственности.
В странах со смешанной экономикой оценили высокую стоимость таких просчётов, поэтому всю предложенную систему мероприятий по реализации экономической политики ( экономическую программу) дополняют превентивные и корректирующие меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий экономических механизмов, задействованных в процессе исполнения экономической программы.
В целом, учитывая экономическую и социальную составляющую, в экономической политике выделяются активная, созидающая часть и консервативная, стабилизирующая часть, взаимосвязь которых очевидна. Стабилизирующая часть создаёт основу для реализации активной части, соответственно по мере реализации активной части экономической политики проявляются направления, в которых необходимы закрепление позитивных результатов и нейтрализация негативных.
Реализация экономической доктрины посредством экономической политики создаёт в национальной экономике Экономический порядок, задачей которого является создание и обеспечение способности национальной экономики к функционированию.
Экономический порядок формирует весь жизненный уклад граждан конкретного государства, обеспечивает связь между поколениями, является основой исторического прогресса и создаёт условия для стабильного развития нации.
Международное разделение труда вызвало к жизни необходимость обмена товарами, произведёнными в отдельных странах. Таким образом, возникает первая форма внешнеэкономических связей – международная торговля. Это заставляет государство принимать меры для регулирования процесса международного обмена товарами, финансами и услугами. Внешнеторговая политика – комплекс мер, ис-пользуемых государством для регулирования торговых связей и отношений с другими странами. Хотя, эти меры направлены на торговлю, они не могут не затрагивать непосредственных производителей и потребителей внутри страны.
Исторически сформировались 2 типа внешнеторговой политики – протекционизм и фритредерство. Между ними постоянно идёт своеобразное соперничество, так как оба типа имеют преимущества и недостатки, и в зависимости от конкретно-исторических условий преобладает один из них.
Протекционистская политика – это политика защиты субъектов национального производителя и потребителя. С точки зрения производителя, такие меры необходимы для поддержки вновь созданных, молодых отраслей, защиты их от конкуренции иностранных фирм, имеющих определённые преимущества в данной области. В периоды обострения международной напряженности протекционистские меры ис-пользуются для защиты всей экономики и прежде всего для производства особо важных для населения товаров.
Второй вид внешнеторговой политики – фритредерство – строится на невме-шательстве государства во внешнюю торговлю. Считается, что фритредерство более полно реализует на практике теорию относительных преимуществ, способствует эффективному распределению ресурсов в мировом хозяйстве, стимулирует конку-ренцию между производителями различных стран.
В целом, протекционистская политика, защищая национальных производителей, создаёт новые проблемы. Прежде всего, на внутреннем рынке растут цены, со-кращается спрос и потребление. Кроме того, отсутствие иностранной конкуренции сокращает стимулы совершенствования производства, увеличивает привилегии от-дельных отраслей и производств, способствует развитию застоя в производстве.
Сторонники принципов свободной торговли считают, что те цели, которые ставит собой протекционизм, обходятся странам слишком дорого, а за счёт развития свободной торговли те же проблемы можно решить с меньшими затратами.
В то же время, протекционистская политика препятствует неограниченному доступу в страну иностранных товаров и вытеснения ими отечественных. Это даёт возможность отечественному производителю выпускать свои товары. Такая политика не допускает полного краха национального производства.
Несмотря на развито теоретическое обоснование свободной торговли, на практике эта политика используется крайне редко. Каждая страна должна строить свою политику на комбинировании тех или иных методов с учётом задач её развития.
………………Далее по тексту……………………

Скачать бесплатно курсовую работу

Скачать с oboom.com Скачать с uploaded.net

Курсовая. Международные экономические связи.