Дисциплина: Экономика
Введение ………. 2
- Менеджмент. Виды целей ….4
- Стратегия рыночного поведения фирмы……… 9
1.1 Сущность и функции стратегического планирования……………. 11
1.2 Цели организации ……. 13
1.3 Оценка и анализ внешней среды ………. 16
1.4 Управленческое исследование внутренних факторов фирмы… 18
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии………….21
Заключение ……….. 2
Список литературы. . .. .27
При обсуждении вопросов, связанных» с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель » хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми «коллегами», изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов — капитала и сотрудников.
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия ° это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой.
Менеджмент — как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности:
на капитал фирмы, в которой он работает. Труд менеджера – это
производительный труд, возникающий в условиях
комбинирования высокотехнологичного производства с высоким
уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и
единство всего производственного процесса.
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается как внутрифирменного производства, так и управления производством и управление персоналом. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношений! их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
- определение конкретных целей развития фирмы;
- выявление приоритетности целей, их очередности и
последовательности решения; т.е. разработка стратегии развития
фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;
- выработка, системы мероприятий для решения намечаемых
проблем на различные временные периоды; определение
необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- установление контроля за выполнением задач.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности
деятельности можно разделять на 3 стадии:
- стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
- оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
- контроль (включает анализ достигнутых результатов » обратная;
связь — и выступает как исходный пункт нового цикла управления). Разработка экономической политики фирмы предполагает
определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными;
ориентиры — более отдаленная цель, так и количественными – задания.
Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления. В связи с этим следует различать:
ЦЕЛИ ОБЩИЕ. Отражают концепцию развития фирмы; и
разрабатываются на длительную перспективу и определяют
основные направления программы развития фирмы. Здесь
происходит ранжирование по принципу приоритетности по
следующей схеме: а) Обеспечение максимальной рентабельности
при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом
следующими показателями: объём продаж, уровень и норма
прибыли, темпы ежегодного прироста объёма продаж и прибыли,
доход на одну акцию, доля на рынке, структура
капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; б) обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов; в) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.
………………Далее по тексту……………………