Дисциплина: Экономика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Начало реформ. Некоторые направления, тезисы и результаты 4
Реформа хозяйственной системы в деревне 7
Реформа системы управления в промышленности 11
Реформа финансовой системы 14
Заключение
Литература
Несмотря на нередкие высказывания западных макроэкономистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и не-логичность c точки зрения западной экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в науч¬ном плане. Исключением может считаться только непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов,(время начала китайских реформ), который вообще-то можно назвать «заявлением о намерениях». Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации целей и задач реформы на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по ре-форме экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне провинций, го-родов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 90-х годов было подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и еще весьма значительное число научно-исследовательских учреждений регионального и местного масштабов. С чем это могло быть связано? Даже самый краткий экскурс в историю Китайской Народной Республики дает богатую пищу для выводов о настроении китайского на¬рода и перспективах развития, к которым неизбежно должно было прийти китайское руководство в конце 70-х годов.Однозначно это можно было назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого все это, вместе взятое, являлось серьезным звонком об иссякании народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-ли¬деру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщен¬ной, трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной Республики.
В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Ки¬таю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом бла-годаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста.
С 1958 года начался «большой скачок», призванный построить в Китае коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения при-ня¬ли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения уровня развития про-изводительных сил формами производственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт, что фантастические тем¬пы экономического роста, достигнутые в первые годы «большого скачка», не только не увеличили промышленного и сельско-хозяйственного производственно-экономических потенциалов страны, но и очень серьезно подорвали их — настолько, что все после¬дующие годы вплоть до конца 70-х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе.
Так, в 1961-65 годах, проводя политику «урегулирования» народного хозяйства, направлен-ного на разукрупление «народных коммун» и выработку более реальных планов экономического раз-вития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось выше, — от нарастающей тенденции отставания производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой «культурной революции». Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок можно предположить идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок на пути строительства социалисти¬ческого и коммунистического общества через 10-15 лет после ре-волюции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее социализма-коммунизма. Скорее всего поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здра¬вого смысла в тот момент было, действитель¬но, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду «культурной революции», ко-торую не может оправдать ничто.
Попытки ускорить прохождение переходного периода и созда¬ния материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца 70-х годов и не дали результата все по той же причине — отрыве производственных от¬ношений от производительных сил.
Этого должно быть достаточно для общего впечат¬ления от начального экономического плацдарма современных ки¬тайских реформ, который само китайское руководство определило как «грань катастрофы».
НАЧАЛО КИТАЙСКИХ РЕФОРМ. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЗИСЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.
Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно — III Пленум ЦК КПК 11-го со-зыва, прошедший в декабре этого года. Кроме серьезных идеологических сдвигов, как-то мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов социализма и «отступлений от принципов социализма», реабилитация некоторых опальных и ре-прессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономи-кой.
Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем срав-нительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и,в целом, скованности производи-тельных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:
………………Далее по тексту……………………