Дисциплина. Экономика
Содержание
Введение 3
Глава I. Создание совместных предприятий как способ вхождения
российских фирм на мировой рынок 5
Глава II. Крупнейшие отечественные фирмы на мировом рынке 9
2.1 Нефтегазовая отрасль 9
2.2 Рынок черных и цветных металлов 12
2.3 Рынок высоких технологий 17
Глава III. Финансово-промышленные группы России на мировых рынках 22
Глава IV. Конкуренция на мировых рынках: позиции отечественных фирм 26
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение
Данная работа посвящена вопросу функционирования российских фирм на мировых рынках. Главная цель работы – на примере крупнейших отечественных фирм, осваивающих мировые рынки, выяснить основные тенденции их интеграции в мировое хозяйство и степень устойчивости.
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. В российской экономике наиболее конкурентоспособны на мировом рынке экспорториентированные отрасли и отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Наоборот, основная масса отечественной машинотехнической продукции неконкурентоспособна на мировом рынке. Об этом свидетельствует значительная разница между долей обрабатывающей промышленности в ВВП России (20%) и долей машин и оборудования в экспорте (7%).
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности нашей промышленности оказывает глубокий кризис, который охватил практически все отрасли. Спад и структурные изменения промышленного производства сопровождаются снижением конкурентоспособности выпускаемой продукции. Утрачиваются основные преимущества России -относительно недорогие энергоресурсы и рабочая сила, что ведет к росту издержек производства и снижению конкурентоспособности.
Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям в ближайшей и долгосрочной перспективе. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России запять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить свою конкурентоспособность как в целом на мировом рынке, так и на отдельных товарных рынках.
Структура данной работы следующая. В первых главах предполагается дать поверхностный обзор функционирования на мировых рынках российских предприятий и финансово-промышленных групп, как совместных, так и без участия иностранного капитала. В последней главе рассматриваются осветить вопросы конкурентоспособности отечественных фирм, дать прогноз их развития на ближайшие годы.
Основная трудность, с которой пришлось столкнуться при написании работы – отсутствие новейшей учебной литературы, посвященной данному вопросу. С другой стороны, в периодической специализированной литературе (журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики» и др.) этой теме уделяется достаточно внимания. Самые последние данные, характеризующие деятельность российских фирм на мировых рынках, были почерпнуты из всемирной компьютерной сети Интернет.
Глава I. Создание совместных предприятий как способ вхождения
российских фирм на мировой рынок
Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей России стало установление прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческими фирмами и предприятиями зарубежных стран. Эти предприятия образуются на основе долевого участия отечественного и зарубежного капитала. Число таких предприятий за 1992-1999 гг. увеличилось с 2,5 до 14,7 тыс.; наибольшее их количество приходится на США (3,4 тыс.) и Германию (2,3 тыс.).
Особый интерес у иностранных партнеров вызывают предприятия оборонного комплекса. Создано более 50 американо-российских совместных предприятий с оборонщиками. Больше всего их создано в промышленности средств связи (11) и радиопромышленности (10), судостроении, вертолетостроении и ракетно-космической отрасли. Примером такого сотрудничества является создание российско-американского совместного предприятия по запуску спутников с помощью ракет «Протон» завода им. Хруничева и американской компании «Локхид». Контракт рассчитан на сумму более 600 млн. долл., включая соглашение по запуску до 5 спутников для европейского телевещания. Два наиболее крупных российско-американских СП появились в судостроительной промышленности. Одно из них на Амурском судостроительном заводе производит оборудование для разведки нефти и газа на Сахалинском шельфе, другое — на заводе «Звезда» на Дальнем Востоке утилизирует списанные атомные подводные лодки. Созданные совместные русско-американские предприятия в соответствии с программой сотрудничества по уменьшению военной угрозы позволили обеспечить работой в районах Дальнего Востока более трех тысяч человек.
Учитывая высокий научно-технический и кадровый потенциал оборонных предприятий, высокотехнологичные компании Запада и Востока создают совместные предприятия на территории России. За 1994— 1995 гг. германский концерн «Сименс» и Ижевский моторостроительный завод создали совместное предприятие «Ижтел» по производству междугородних телефонных станций. Конструкторское бюро Яковлева сотрудничает с итальянской компанией Aermacchi. «Дженерал Электрик» и предприятие «Рыбинские моторы» совместно производят промышленные турбины, а в дальнейшем предполагается и совместная сборка моторов. Важное место занимает создание транснациональных концернов. Так, франко-германская вертолетная фирма Еигорtег вместе с московским предприятием Миля, Казанским производственным объединением и корпорацией Климова учредила совместную компанию «Евромиль» для разработки, производства и сбыта 30-местного вертолета МИ-38. Вертолет с двигателем завода им. Климова предполагается изготовлять на Казанском заводе. Московский авиастроительный концерн МАПО — МиГ в сотрудничестве с французскими компаниями Shema-Turbomeka и Sextant Avionique создал новое поколение учебно-тренировочного самолета МиГ — АТ.
………………Далее по тексту……………………